|
КОМПЬЮТЕР
ДЛЯ ВИДЕОМОНТАЖА
Автор:
Филипп Казаков
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №37 от 13 октября
2005 года
Почему-то
понятие "очень мощный компьютер" зачастую становится равносильно
понятию "компьютер для видеомонтажа". Почему - загадка,
ведь на самом деле с монтажом может на ура справиться машина четырех-пятилетней
давности - лишь бы она была сбалансирована и правильно настроена.
Давайте попробуем разобраться, как лучше собирать домашний компьютер
для видеомонтажа, а заодно прикинем, так ли дорого это удовольствие
стоит.
Процессор
В
последние годы центральный процессор перестал играть решающую роль
в конфигурации видеомонтажного компьютера. Если еще несколько лет
назад мощность CPU ограничивала функциональные возможности ПК, то
сегодня даже самый слабый Celeron, который только можно найти в
магазине, при правильной настройке позволяет делать то же самое,
что и старшая многоядерная модель. Другое дело, что менее комфортно,
но - позволяет.
Давайте
разберемся, а на что вообще влияет CPU в процессе обработки видео.
Во-первых,
он определяет возможность или невозможность оцифровки и воспроизведения
видео. Однако этот принципиальный рубеж процессоры преодолели еще
во времена гигагерцового Pentium III (его вполне хватает и для оцифровки
полноразмерного видео, и для воспроизведения подавляющего большинства
форматов, кроме разве что экзотики вроде HDTV или MPEG-4 AVC). Во-вторых,
процессор определяет удобство монтажа. Если при наложении пары-тройки
фильтров на Celeron’e 1,7 ГГц в реальном времени можно увидеть лишь
слайд-шоу, то, имея Pentium >3 ГГц, можно рассчитывать на плавное
воспроизведение. С другой стороны, какое бы ни было превью, монтажу
оно не помешает. В-третьих, от производительности CPU зависит скорость
финального просчета проекта. В любом случае это довольно длительный
процесс, и выполняется он в фоновом режиме. Не будете же вы два
часа кряду сидеть и неотрывно следить за индикатором прогресса.
Нет, вы поставите процессу пониженный приоритет и займетесь своими
делами. Просчет в фоновом режиме не затрагивает текущей работы,
так что не важно, два или шесть часов он будет продолжаться.
Мораль
тирады такова: на процессоре можно экономить. Минимальный подходящий
вариант - 1-ГГц Pentium III в интеловском эквиваленте. По мере роста
финансовых возможностей стоит расставить приоритеты в таком порядке:
частота шины, объем кэш-памяти, многоядерность и/или HyperThreading
(Полезная штука. Во-первых, многие монтажные программы адекватно
используют эту технологию, а во-вторых, она отлично помогает экономить
ресурсы во время фонового просчета проекта), частота.
Оперативная
память
Объем
и быстродействие оперативной памяти всегда сильно сказывались на
работе с видео и актуальность свою не потеряли и по сей день. Так
что тут все довольно просто. Минимальный допустимый объем - 256
Мбайт. При таком объеме смонтировать кино можно, хотя придется мириться
с периодическими неторопливыми "свопами" системы. Оптимальный
объем - гигабайт, его вполне хватит для домашнего монтажа. Естественно,
предпочтителен двухканальный вариант, а если хватает денег - имеет
смысл поискать быстрые модули с пониженными таймингами.
Видео
и звук
Как
ни странно это звучит, но видеокарта в домашнем видеомонтаже играет
незначительную роль. Огромный объем памяти и новейший видеочипсет
не ускорят просчет видеоэффектов. Даже свойственное современным
картам аппаратное ускорение декодирования MPEG-2 и других форматов
не играет решающей роли, поскольку нынешние процессоры и так с этим
справляются на раз-два. Единственное обязательное требование - поддержка
режима overlay, которой снабжены все платы, выпущенные после 2000
года.
Также
важно качество 2D-изображения, но, во-первых, на всех непрофессиональных
картах оно примерно одинаковое и вполне соответствует "домашности"
нашего видеомонтажного компьютера, а во-вторых - не зависит от современности
и "крутости" ускорителя.
В
экономной конфигурации подойдет даже интегрированное в материнскую
плату видео, а оптимальным выбором будет любая качественная карта
с поддержкой двух мониторов и видеовыходом.
Со
звуком ситуация та же самая - интегрированного на начальных стадиях
более чем достаточно. Как показывает практика, в подавляющем большинстве
домашних фильмов звукорежиссура в лучшем случае ограничивается наложением
фоновой музыки, для чего, поверьте, платить двести баксов не нужно
- даже если встроенная карта "шумит", на итоговом результате
это не отразится, ибо вся обработка идет "в цифре" и от
свойств воспроизводящего оборудования не зависит.
Материнская
плата
Так
как просчет видео занимает часы, при ненадежной работе компьютера
он превращается в сущее мучение. Поэтому, выбирая материнскую плату
- основополагающее звено всего вашего компьютера, - в первую очередь
стремитесь к надежности. Впрочем, к надежности нужно стремиться
априори, хоть даже покупая FDD, но, в отличие от большинства других
комплектующих, материнским платам свойственна избыточная функциональность,
достигнутая в ущерб качеству.
Во
вторую очередь обращайте внимание на быстродействие, различные фирменные
технологии, оверклокерские способности и т.д. А вот гнаться за наворотами
в виде дополнительных интегрированных RAID- и FireWire-контроллеров
не нужно вовсе. Как бы производитель ни расписывал возможности материнской
платы, помните: интегрированное всегда хуже отдельного. Вероятность
порчи внешнего контроллера довольно низкая - как у всякой другой
PCI-платы. Интегрированный же контроллер напрямую зависит от здоровья
материнской платы, а материнские платы горят гораздо чаще, чем платы
расширения (что неудивительно, учитывая сложность их конструкции).
Из соображений надежности, а также масштабируемости и производительности
старайтесь избегать интегрированных контроллеров.
В
минимальном варианте подойдет любая плата от авторитетного производителя,
поддерживающая ваш процессор. В оптимальном - самая надежная и быстрая
плата без дополнительных интегрированных устройств.
Контроллер
IEEE-1394
Для
того чтобы транспортировать видео с DV-видеокамеры, используется
специальный интерфейс - FireWire (или, что то же самое, IEEE-1394).
По нему видео просто копируется без изменений на жесткий диск компьютера.
Существуют
две ценовые группы FireWire PCI-контроллеров - дешевые OEM за $8–20
и дорогие Retail ценой в районе $50. Вторые отличаются от первых
красивой упаковкой, шнурком для подключения камеры да кривеньким
программным обеспечением в комплекте. Этот вариант не стоит рассматривать
по понятным причинам. Дешевые OEM за $8 и за $20 иногда отличаются
друг от друга стабильностью работы (в пользу более дорогого варианта,
естественно), но только не с видеокамерами, а с другими FireWire-устройствами,
жесткими дисками например. Если вы планируете покупать контроллер
только для подключения видеокамеры, смело берите самый дешевый вариант.
Учтите, однако, что независимо от цены всегда имеется небольшая
вероятность несовместимости вашей камеры и контроллера. Я лично
с этим не сталкивался, но слухами Интернет полон. Поэтому на всякий
случай контроллер лучше покупать с Moneyback. Отдельно придется
прикупить и соединительный шнур. Фирменные шнуры стоят прилично,
не обращайте на них внимания. Для видеокамеры в подавляющем большинстве
случаев подойдет любой шнур 6p-4p за $2–3. |