ЦИФРОВЫЕ ВИДЕОКАМЕРЫ

Еще двадцать лет назад видеомагнитофон был предметом гордости, владелец диковинки был куда более популярной личностью, чем гармонист на деревне. Гости ходили косяками - посмотреть видеокассеты (достать которые было отдельной проблемой). Сейчас эти времена вызывают легкую ностальгическую улыбку: в XXI веке фильмы доставать уже не надо, их можно снимать самому! А для показа этих фильмов не нужен даже видеомагнитофон с телевизором - ознакомить друзей с ключевыми моментами собственной биографии можно на экране карманного компьютера, эффектно доставаемого из кармана рубашки.

Бурное развитие видеотехники привело к изрядной мешанине форматов и носителей. В результате от вопроса: "какую выбрать видеокамеру?" может запросто разболеться голова. Но, как говорится: "Волков бояться - без видеокамеры ходить!"

Давайте разложим всё по полочкам.

Каких-либо реальных преимуществ у аналоговых видеокамер на сегодняшний день нет. Раньше одно преимущество было… Цена. Однако теперь самые дешёвые цифровые модели практически сравнялись по цене с аналоговыми.

Аналоговые форматы - VHS (VHS-C), Video 8, несмотря на низкую цену, не очень удобны для последующего монтажа из-за низкого разрешения (240-280 твл) и качества изображения. Super VHS (SVHS-C) и Hi8, несмотря на неплохое разрешение для домашнего применения (до 440 твл в лучших моделях), значительно уступают цифровым (500-520 твл). Кроме того, в отличие от цифровых, в аналоговых форматах каждая последующая перезапись значительно ухудшает качество изображения. Поэтому мы не рассматриваем всерьёз вопрос о приобретении аналоговой видеокамеры Для компьютерного видеомонтажа и домашнего видеопроизводства.

Итак, наш выбор-ЦИФРА! Только цифра!!!

Вначале пару слов о наиболее распространённых стандартах цифрового видео.

Digital 8 - Камеры формата Digital 8 появились впервые в 1999 году и в то время их основное преимущество заключалось в невысокой, по сравнению с камерами miniDV, стоимостью как самих камер так и кассет для них. Сейчас это преимущество уже утрачено и недорогие miniDV камеры от самой же Sony начали конкурировать по цене с камерами Digital 8. Среди камер этого формата нет дорогих камер с хорошими характеристиками, их вес не располагает к их использованию вашими женами и подругами, поэтому мы не рекомендуем приобретать их. Совершенно очевидно, что рано или поздно, но это направление будет закрыто самой же Sony в силу его тупиковости, так как кроме Sony никто видеокамер в этом формате не выпускает. Собственно формат хранения данных у камер Digital 8 идентичен miniDV, разница только в типе кассеты.

MiniDV - самый массовый и удобный формат цифровых видеокамер. Камеры этого формата выпускаются, начиная со стоимости $350 и до фактически полупрофессиональных моделей за $3400 при стоимости кассет от $4.5 за 1 час съемки. Запись на кассету осуществляется в DV формате, в котором данные сжимаются по каждому кадру отдельно, что делает монтаж отснятого фильма удобным и легким. Монтаж возможен с точностью до кадра, не требует мощных и дорогих компьютеров для работы. Все производители выпускают видеокамеры в этом формате. До выхода на массовый рынок HDTV видеокамер miniDV останется наиболее предпочтительным форматом.

MicroMV - Камеры формата MicroMV опять же предлагаются только фирмой Sony и являются полной противоположностью камерам Digital 8. Они очень малы, можно даже сказать, миниатюрны, но сверхминиатюрность для видеокамеры является очевидным преимуществом только для любителей экстремальных путешествий и прыгающих или летающих спортсменов. Снимать в обычных условиях такими камерами неудобно, поскольку рука практически не чувствует веса камеры и постоянно «гуляет» во всех направлениях. Управлять microMV камерой тоже не очень удобно, пальцы руки человека слишком велики для них. Кроме этого, самый существенный недостаток microMV камер заключается в нестандартном формате записи видео на ленту – MPEG-2 Transport Stream. Записанное на такой видеокамере видео понимает только специальная программа от Sony и всего несколько видеоредакторов. Несмотря на то, что поддержка microMV формата будет добавляться и в другие видеоредакторы, проблемы и трудности с редактированием видео от microMV камер останутся из-за специфики собственно MPEG формата. Прямой просмотр из видеоредактора через камеру редактируемого материала на телевизоре, в отличие от miniDV камер, также невозможен. Кассеты для камер microMV стоят в два раза дороже других кассет для цифровых камер, да и найти в продаже их очень непросто. Стоимость microMV камер довольно высока (от $1000), причем это плата только за миниатюрность, поскольку качество съемки у microMV камер в условиях освещенности, отличных от идеальных, оставляет желать лучшего, мягко говоря, даже на фоне других современных видеокамер. Мы не можем рекомендовать эти камеры, поскольку никакого смысла в их приобретении за их нынешнюю стоимость не видим. К выбору microMV камер можно вернуться при снижении их стоимости до $300 или менее. Тогда аргументом станет цена и можно будет смириться с недостатками microMV камер. Судьба этих камер в будущем также неизвестна, так как формат MicroMV не поддержан другими компаниями и потенциальным и нынешним владельцем остается только уповать на Sony.

DVD камеры - DVD камеры стали продвигаться сначала фирмой Hitachi, затем о выпуске аналогичных камер объявила Sony, потом появились анонсы их выпуска и от других фирм. Смысл идеи DVD камер в том, что снимаемое изображение записывается на miniDVD диск диаметром 8 сантиметров в формате MPEG-2. У камер DVD формата, увы, несколько существенных недостатков. Во-первых, запись в формате MPEG-2 не дает возможности комфортного и без потерь в качестве редактирования видео на компьютере. Во-вторых, с более-менее приемлемым качеством съемки можно на один диск записать только полчаса видео при стоимости диска около $10. Фактически камеры DVD формата возвращают нас к аналоговым видеокамерам, поскольку самое главное рекламируемое преимущество DVD камер заключается в легкости просмотра – снял, вынул диск, поставил диск в DVD плеер и сразу можно смотреть видео. Вспомните позабытую рекламу старых аналоговых видеокамер – снял, вынул кассету, установил ее в видеомагнитофон и сразу можно смотреть. Похоже, не правда ли? Просто видеомагнитофон заменен DVD плеером и более ничего. Несомненно, качество воспроизведения на DVD плеере намного выше VHS видеомагнитофона, но дальше что? А дальше для редактирования видео на компьютере придется прибегать к ухищрениям, сравнимым с теми, которые требуются от нас для работы с аналоговыми видеокамерами. Поэтому приобретение DVD видеокамеры разумно только в том случае, если у вас нет желания редактировать видео после съемки и есть DVD плеер или вы планируете его купить вместе с камерой. Как и в случае microMV видеокамер, качество съемки у DVD камер не является выдающимся, несмотря на стоимость DVD камер, которая обычно превышает $1000.

Итак, чему лучше отдать предпочтение

  • хорошей оптике,
  • наличию ручных регулировок, особенно установке баланса белого. Поначалу вы можете доверить управление камерой автоматическим регулировкам, но со временем (по мере роста мастерства) вы по достоинству оцените наличие ручных;
  • количеству (три или одна), размерам и разрешающим способностям ПЗС-матриц (приборы с зарядовой связью).

Трехматричные видеокамеры обладают лучшей цветопередачей, светочувствительностью и разрешающей способностью, чем одноматричные. У лучших моделей любительских видеокамер три 1/3" ПЗС-матрицы (почти как у профессиональных наличию DV-входов/выходов. Так принято обозначать цифровой интерфейс, совместимый с IEEE 1394 (фирма Sony обозначает его - i.LINK), который необходим для управления и передачи данных без потери качества другим цифровым устройствам. Обычно у цифровых камер присутствует DV-выход, но у некоторых моделей есть и DV-вход. Наличие входов означает, что камера может работать в режиме видеорекордера, что иногда может пригодиться (камера и видеомагнитофон так сказать "в одном флаконе"). Обратите внимание на наличие аналогового S-Video (Y/C) входа/выхода (как правило, он есть). Этот выход нужен для передачи качественного видеосигнала на другие аналоговые устройства;

Теперь о том, что очень полезно, но вовсе необязательно:

  • наличие стабилизатора изображения, лучше - оптического, такими стабилизаторами комплектуются дорогие модели камер. Обычные модели комплектуются электронными стабилизаторами изображения. Однако при съемке "с рук" и даже "с плеча" стабилизатор все равно не предотвратит дрожание и покачивание камеры. От этого может спасти только штатив. Кстати, приглядитесь к работе профессионалов - они крайне редко расстаются со штативом;
  • наличие спецэффектов в видеокамере. Опытный оператор никогда не пользуется во время съемок эффектами (кстати, в профессиональных камерах вообще нет спецэффектов). Лучше снять качественный кадр и обработать его при монтаже, нежели потом мучиться с обработанным во время съемок не тем эффектом;
  • наличие цветного ЖК-дисплея (его можно поворачивать относительно камеры), который позволяет контролировать параметры изображения при неудобном положении камеры во время съемок. Присутствие опции фоторежима даст возможность любителям статических изображений использовать свою видеокамеру в качестве цифрового фотоаппарата.

Очень полезны дополнительный аккумулятор; нейтральный (лучше всего ультрафиолетовый) фильтр, который защитит объектив вашей камеры от случайных царапин (дешевле поменять фильтр, чем объектив); чехол, предохраняющий камеру от пыли и дождя (а ваш кошелек от убытков); если вам не безразличен качественный звук при съемке, то необходимо приобрести выносной микрофон, так как встроенные в камеру микрофоны, несмотря на уверения рекламных проспектов, качественного звука дать не могут (они записывают шумы от работы лентопротяжного механизма). По возможности не используйте автоматическую регулировку усиления звука, поскольку в паузах автомат будет поднимать уровень шумов и задуваний в микрофон, принимая их за полезный сигнал. Так как любая камера дает качественное изображение только при хорошем освещении (здесь тоже не надо доверяться рекламным проспектам, в которых указано, что "минимальная освещенность для съемок - от 1 лк", снимать-то камера сможет, но качество...), неплохо бы приобрести осветительный прибор (накамерный или напольный). По крайней мере в помещении ваши герои не будут напоминать Дона Карлеоне, у которого (по задумке режиссера) глаза были почти не видны из-за тени, образованной верхним светом.

И еще несколько советов. Если вы приобретаете камеру за рубежом, особенно в США и Японии, будьте крайне осторожны. Цены в этих странах чрезвычайно привлекательны, только все видеооборудование рассчитано для работы в NTSC (правда, специально для русских туристов есть магазины, торгующие электроникой в системе PAL, но здесь надо быть вдвойне бдительными). Даже видеокассеты с маркировкой NTSC по качеству и продолжительности записи не соответствуют системе PAL. А вот покупать там различные аксессуары - истинное удовольствие, выбор широкий и цены низкие.

И в заключение, хотелось бы сделать описание одной действительно очень хорошей видеокамеры, которую можно рекомендовать с чистой совестью. Цена её порядка 1200 $, но качество вне конкуренции.


Основные характеристики Panasonic GS400GC

• 3CCD матрицы 1/4.7" x 1 070 000 пикселей
• Эффективных для видео 4:3: 690 000 пикселей, для фото - 990 000
• 4 мегапиксельный фоторежим ( PAL - 2288 x 1728 / 1600x1200/ 1280x960/ 640x480 )
• Объектив Leica Dicomar
• Фокальное расстояние (f=3,3-39,6mm 1:1.6)
• Максимальное относительное отверстие F1.6 (zoom 1x) / F2.8 (zoom 12x)
• Эквивалентное фокусное расстояние (35mm) 45~540 (видео) / 37.6~451mm (фото)
• Размер фильтра 43mm
• 12 x многоскоростной оптический трансфокатор
• Режим Телемакро
• Оптический стабилизатор изображения MEGA O.I.S.
• АЦП-процессор Crystal Engine
• Режим ночной цветной съемки Colour Night View
• Минимальная освещенность 2 люкса (в режим ночной цветной съемки)
• Кинорежим Pro Cinema Mode
• Широкоэкранный режим высокого разрешения High Picture-Quality Wide Mode
• Режим смягчения телесных оттенков Soft Skin Mode
• Возможность одновременной видеосъемки и фотосъемки с разрешение 1 Мегапиксель
• Многофункциональное кольцо ручной регулировки фокуса и зума на объективе
• Баланс белого Auto/Indoor/Outdoor/Set
• Диапазон выдержек, видео: 1/50 – 1/8000, фото: 1/2 - 1/2000.
• Программы экспозиции (Спорт / Портрет / Сумерки / Прожектор/ Пляж и снег)
• Компенсация заднего освещения Backlight
• Цветной видоискатель 0.3” (123000 пикселей)
• ЖКИ-экран 3.5" (200000 пикселей)
• Функциональный ремешок Air Soft Grip
• Встроенная вспышка
• Микрофон с эффектом приближения 4ECM PCM stereo Zoom Mic.
• Запись звука PCM 12bit 4 канала/ 16 bit 2 канала
• Аудиодублирование
• Уменьшение шума от ветра

• Запись даты, экспозиции и других параметров в Data code
• Эффект затемнения в/из черного
• Цифровой зум (24x/600x)
• Цифровые эффекты
• Прогрессивный фоторежим (при записи на SD Card)
• Встроенная вспышка
• Система PictBridge для прямой печати на принтере
• Язык меню - английский

• Совместимость с картами памяти SD/MMC
• USB 2 (HS Mode)
• Режим вебкамеры

• Быстрый старт (1.7 sec.)
• Цифровой и аналоговый вход-выход

• Вес (без батареи) 700г
• Размеры 81 x 80 x 178мм
• Питание DC 7.2 В
• Потребляемая мощность 4.8 Вт / 6.0 Вт (с ЖКИ-дисплеем)


Можно начинать и с использования более дешёвых камер, но на них, как правило, устанавливаются матрицы меньших размеров, что делает съёмку при недостаточном освещении весьма проблематичной.



Главная | Как выбрать видеокамеру | Компьютер для видеомонтажа | Интересные статьи | Pinnacle Studio 10 - софт для новичка | Что такое футажи? | Вопросы и ответы | Полезные ресурсы |

 

Hosted by uCoz