|
ЦИФРОВЫЕ
ВИДЕОКАМЕРЫ
Еще
двадцать лет назад видеомагнитофон был предметом гордости, владелец
диковинки был куда более популярной личностью, чем гармонист на
деревне. Гости ходили косяками - посмотреть видеокассеты (достать
которые было отдельной проблемой). Сейчас эти времена вызывают легкую
ностальгическую улыбку: в XXI веке фильмы доставать уже не надо,
их можно снимать самому! А для показа этих фильмов не нужен даже
видеомагнитофон с телевизором - ознакомить друзей с ключевыми моментами
собственной биографии можно на экране карманного компьютера, эффектно
доставаемого из кармана рубашки.
Бурное
развитие видеотехники привело к изрядной мешанине форматов и носителей.
В результате от вопроса: "какую выбрать видеокамеру?"
может запросто разболеться голова. Но, как говорится: "Волков
бояться - без видеокамеры ходить!"
Давайте
разложим всё по полочкам.
Каких-либо
реальных преимуществ у аналоговых видеокамер на сегодняшний день
нет. Раньше одно преимущество было… Цена. Однако теперь самые дешёвые
цифровые модели практически сравнялись по цене с аналоговыми.
Аналоговые
форматы - VHS (VHS-C), Video 8, несмотря на низкую цену, не очень
удобны для последующего монтажа из-за низкого разрешения (240-280
твл) и качества изображения. Super VHS (SVHS-C) и Hi8, несмотря
на неплохое разрешение для домашнего применения (до 440 твл в лучших
моделях), значительно уступают цифровым (500-520 твл). Кроме того,
в отличие от цифровых, в аналоговых форматах каждая последующая
перезапись значительно ухудшает качество изображения. Поэтому мы
не рассматриваем всерьёз вопрос о приобретении аналоговой видеокамеры
Для компьютерного видеомонтажа и домашнего видеопроизводства.
Итак,
наш выбор-ЦИФРА! Только цифра!!!
Вначале
пару слов о наиболее распространённых стандартах цифрового видео.
Digital
8 - Камеры формата Digital 8 появились впервые в 1999 году
и в то время их основное преимущество заключалось в невысокой, по
сравнению с камерами miniDV, стоимостью как самих камер так и кассет
для них. Сейчас это преимущество уже утрачено и недорогие miniDV
камеры от самой же Sony начали конкурировать по цене с камерами
Digital 8. Среди камер этого формата нет дорогих камер с хорошими
характеристиками, их вес не располагает к их использованию вашими
женами и подругами, поэтому мы не рекомендуем приобретать их. Совершенно
очевидно, что рано или поздно, но это направление будет закрыто
самой же Sony в силу его тупиковости, так как кроме Sony никто видеокамер
в этом формате не выпускает. Собственно формат хранения данных у
камер Digital 8 идентичен miniDV, разница только в типе кассеты.
MiniDV
- самый массовый и удобный формат цифровых видеокамер. Камеры этого
формата выпускаются, начиная со стоимости $350 и до фактически полупрофессиональных
моделей за $3400 при стоимости кассет от $4.5 за 1 час съемки. Запись
на кассету осуществляется в DV формате, в котором данные сжимаются
по каждому кадру отдельно, что делает монтаж отснятого фильма удобным
и легким. Монтаж возможен с точностью до кадра, не требует мощных
и дорогих компьютеров для работы. Все производители выпускают видеокамеры
в этом формате. До выхода на массовый рынок HDTV видеокамер miniDV
останется наиболее предпочтительным форматом.
MicroMV
- Камеры формата MicroMV опять же предлагаются только фирмой Sony
и являются полной противоположностью камерам Digital 8. Они очень
малы, можно даже сказать, миниатюрны, но сверхминиатюрность для
видеокамеры является очевидным преимуществом только для любителей
экстремальных путешествий и прыгающих или летающих спортсменов.
Снимать в обычных условиях такими камерами неудобно, поскольку рука
практически не чувствует веса камеры и постоянно «гуляет» во всех
направлениях. Управлять microMV камерой тоже не очень удобно, пальцы
руки человека слишком велики для них. Кроме этого, самый существенный
недостаток microMV камер заключается в нестандартном формате записи
видео на ленту – MPEG-2 Transport Stream. Записанное на такой видеокамере
видео понимает только специальная программа от Sony и всего несколько
видеоредакторов. Несмотря на то, что поддержка microMV формата будет
добавляться и в другие видеоредакторы, проблемы и трудности с редактированием
видео от microMV камер останутся из-за специфики собственно MPEG
формата. Прямой просмотр из видеоредактора через камеру редактируемого
материала на телевизоре, в отличие от miniDV камер, также невозможен.
Кассеты для камер microMV стоят в два раза дороже других кассет
для цифровых камер, да и найти в продаже их очень непросто. Стоимость
microMV камер довольно высока (от $1000), причем это плата только
за миниатюрность, поскольку качество съемки у microMV камер в условиях
освещенности, отличных от идеальных, оставляет желать лучшего, мягко
говоря, даже на фоне других современных видеокамер. Мы не можем
рекомендовать эти камеры, поскольку никакого смысла в их приобретении
за их нынешнюю стоимость не видим. К выбору microMV камер можно
вернуться при снижении их стоимости до $300 или менее. Тогда аргументом
станет цена и можно будет смириться с недостатками microMV камер.
Судьба этих камер в будущем также неизвестна, так как формат MicroMV
не поддержан другими компаниями и потенциальным и нынешним владельцем
остается только уповать на Sony.
DVD
камеры - DVD камеры стали продвигаться сначала фирмой Hitachi,
затем о выпуске аналогичных камер объявила Sony, потом появились
анонсы их выпуска и от других фирм. Смысл идеи DVD камер в том,
что снимаемое изображение записывается на miniDVD диск диаметром
8 сантиметров в формате MPEG-2. У камер DVD формата, увы, несколько
существенных недостатков. Во-первых, запись в формате MPEG-2 не
дает возможности комфортного и без потерь в качестве редактирования
видео на компьютере. Во-вторых, с более-менее приемлемым качеством
съемки можно на один диск записать только полчаса видео при стоимости
диска около $10. Фактически камеры DVD формата возвращают нас к
аналоговым видеокамерам, поскольку самое главное рекламируемое преимущество
DVD камер заключается в легкости просмотра – снял, вынул диск, поставил
диск в DVD плеер и сразу можно смотреть видео. Вспомните позабытую
рекламу старых аналоговых видеокамер – снял, вынул кассету, установил
ее в видеомагнитофон и сразу можно смотреть. Похоже, не правда ли?
Просто видеомагнитофон заменен DVD плеером и более ничего. Несомненно,
качество воспроизведения на DVD плеере намного выше VHS видеомагнитофона,
но дальше что? А дальше для редактирования видео на компьютере придется
прибегать к ухищрениям, сравнимым с теми, которые требуются от нас
для работы с аналоговыми видеокамерами. Поэтому приобретение DVD
видеокамеры разумно только в том случае, если у вас нет желания
редактировать видео после съемки и есть DVD плеер или вы планируете
его купить вместе с камерой. Как и в случае microMV видеокамер,
качество съемки у DVD камер не является выдающимся, несмотря на
стоимость DVD камер, которая обычно превышает $1000.
Итак,
чему лучше отдать предпочтение
- хорошей
оптике,
-
наличию ручных регулировок, особенно установке баланса белого.
Поначалу вы можете доверить управление камерой автоматическим
регулировкам, но со временем (по мере роста мастерства) вы по
достоинству оцените наличие ручных;
-
количеству (три или одна), размерам и разрешающим способностям
ПЗС-матриц (приборы с зарядовой связью).
Трехматричные
видеокамеры обладают лучшей цветопередачей, светочувствительностью
и разрешающей способностью, чем одноматричные. У лучших моделей
любительских видеокамер три 1/3" ПЗС-матрицы (почти как у профессиональных
наличию DV-входов/выходов. Так принято обозначать цифровой интерфейс,
совместимый с IEEE 1394 (фирма Sony обозначает его - i.LINK), который
необходим для управления и передачи данных без потери качества другим
цифровым устройствам. Обычно у цифровых камер присутствует DV-выход,
но у некоторых моделей есть и DV-вход. Наличие входов означает,
что камера может работать в режиме видеорекордера, что иногда может
пригодиться (камера и видеомагнитофон так сказать "в одном
флаконе"). Обратите внимание на наличие аналогового S-Video
(Y/C) входа/выхода (как правило, он есть). Этот выход нужен для
передачи качественного видеосигнала на другие аналоговые устройства;
Теперь
о том, что очень полезно, но вовсе необязательно:
-
наличие
стабилизатора изображения, лучше - оптического, такими стабилизаторами
комплектуются дорогие модели камер. Обычные модели комплектуются
электронными стабилизаторами изображения. Однако при съемке
"с рук" и даже "с плеча" стабилизатор все
равно не предотвратит дрожание и покачивание камеры. От этого
может спасти только штатив. Кстати, приглядитесь к работе профессионалов
- они крайне редко расстаются со штативом;
-
наличие спецэффектов в видеокамере. Опытный оператор никогда
не пользуется во время съемок эффектами (кстати, в профессиональных
камерах вообще нет спецэффектов). Лучше снять качественный кадр
и обработать его при монтаже, нежели потом мучиться с обработанным
во время съемок не тем эффектом;
-
наличие цветного ЖК-дисплея (его можно поворачивать относительно
камеры), который позволяет контролировать параметры изображения
при неудобном положении камеры во время съемок. Присутствие
опции фоторежима даст возможность любителям статических изображений
использовать свою видеокамеру в качестве цифрового фотоаппарата.
Очень
полезны дополнительный аккумулятор; нейтральный (лучше всего ультрафиолетовый)
фильтр, который защитит объектив вашей камеры от случайных царапин
(дешевле поменять фильтр, чем объектив); чехол, предохраняющий камеру
от пыли и дождя (а ваш кошелек от убытков); если вам не безразличен
качественный звук при съемке, то необходимо приобрести выносной
микрофон, так как встроенные в камеру микрофоны, несмотря на уверения
рекламных проспектов, качественного звука дать не могут (они записывают
шумы от работы лентопротяжного механизма). По возможности не используйте
автоматическую регулировку усиления звука, поскольку в паузах автомат
будет поднимать уровень шумов и задуваний в микрофон, принимая их
за полезный сигнал. Так как любая камера дает качественное изображение
только при хорошем освещении (здесь тоже не надо доверяться рекламным
проспектам, в которых указано, что "минимальная освещенность
для съемок - от 1 лк", снимать-то камера сможет, но качество...),
неплохо бы приобрести осветительный прибор (накамерный или напольный).
По крайней мере в помещении ваши герои не будут напоминать Дона
Карлеоне, у которого (по задумке режиссера) глаза были почти не
видны из-за тени, образованной верхним светом.
И
еще несколько советов. Если вы приобретаете камеру за рубежом, особенно
в США и Японии, будьте крайне осторожны. Цены в этих странах чрезвычайно
привлекательны, только все видеооборудование рассчитано для работы
в NTSC (правда, специально для русских туристов есть магазины, торгующие
электроникой в системе PAL, но здесь надо быть вдвойне бдительными).
Даже видеокассеты с маркировкой NTSC по качеству и продолжительности
записи не соответствуют системе PAL. А вот покупать там различные
аксессуары - истинное удовольствие, выбор широкий и цены низкие.
И
в заключение, хотелось бы сделать описание одной действительно очень
хорошей видеокамеры, которую можно рекомендовать с чистой совестью.
Цена её порядка 1200 $, но качество вне конкуренции.
Основные характеристики Panasonic
GS400GC
• 3CCD матрицы
1/4.7" x 1 070 000 пикселей
• Эффективных для видео 4:3: 690 000 пикселей, для фото - 990 000
• 4 мегапиксельный фоторежим ( PAL - 2288 x 1728 / 1600x1200/ 1280x960/
640x480 )
• Объектив Leica Dicomar
• Фокальное расстояние (f=3,3-39,6mm 1:1.6)
• Максимальное относительное отверстие F1.6 (zoom 1x) / F2.8 (zoom
12x)
• Эквивалентное фокусное расстояние (35mm) 45~540 (видео) / 37.6~451mm
(фото)
• Размер фильтра 43mm
• 12 x многоскоростной оптический трансфокатор
• Режим Телемакро
• Оптический стабилизатор изображения MEGA O.I.S.
• АЦП-процессор Crystal Engine
• Режим ночной цветной съемки Colour Night View
• Минимальная освещенность 2 люкса (в режим ночной цветной съемки)
• Кинорежим Pro Cinema Mode
• Широкоэкранный режим высокого разрешения High Picture-Quality
Wide Mode
• Режим смягчения телесных оттенков Soft Skin Mode
• Возможность одновременной видеосъемки и фотосъемки с разрешение
1 Мегапиксель
• Многофункциональное кольцо ручной регулировки фокуса и зума на
объективе
• Баланс белого Auto/Indoor/Outdoor/Set
• Диапазон выдержек, видео: 1/50 – 1/8000, фото: 1/2 - 1/2000.
• Программы экспозиции (Спорт / Портрет / Сумерки / Прожектор/ Пляж
и снег)
• Компенсация заднего освещения Backlight
• Цветной видоискатель 0.3” (123000 пикселей)
• ЖКИ-экран 3.5" (200000 пикселей)
• Функциональный ремешок Air Soft Grip
• Встроенная вспышка
• Микрофон с эффектом приближения 4ECM PCM stereo Zoom Mic.
• Запись звука PCM 12bit 4 канала/ 16 bit 2 канала
• Аудиодублирование
• Уменьшение шума от ветра
• Запись даты,
экспозиции и других параметров в Data code
• Эффект затемнения в/из черного
• Цифровой зум (24x/600x)
• Цифровые эффекты
• Прогрессивный фоторежим (при записи на SD Card)
• Встроенная вспышка
• Система PictBridge для прямой печати на принтере
• Язык меню - английский
• Совместимость
с картами памяти SD/MMC
• USB 2 (HS Mode)
• Режим вебкамеры
• Быстрый старт
(1.7 sec.)
• Цифровой и аналоговый вход-выход
• Вес (без батареи)
700г
• Размеры 81 x 80 x 178мм
• Питание DC 7.2 В
• Потребляемая мощность 4.8 Вт / 6.0 Вт (с ЖКИ-дисплеем)
Можно начинать и с использования более дешёвых камер, но на них,
как правило, устанавливаются матрицы меньших размеров, что делает
съёмку при недостаточном освещении весьма проблематичной.
|